Прохождение цитадель. Помощь в прохождении

Компьютерная игра Stronghold была создана в 2001 году британской компанией Firefly Studios. Ее жанр представляет собой стратегию в реальном времени. Игра, название которой в переводе с английского звучит как «Цитадель», предлагает ее участникам строить, штурмовать, оборонять средневековый замок или развивать экономику поселения.

Прохождение квестов «Стронгхолд» представляет собой масштабную военную и экономическую кампанию, состоящую из 21 миссии. Все предлагаемые игрокам задания сюжетно связаны между собой, что позволяет последовательно пройти каждый из этапов развития замка, начиная от строительства его главного здания и заканчивая использованием войск для штурма.

Сюжет игры переносит нас в Средневековую Англию. Все действия начинаются в 1066 году. Однако далеко не всегда задания имеют ограничения во времени. Именно поэтому некоторые миссии длятся на протяжении десятков или даже сотен «игровых» лет.

На момент выхода игры основные аспекты ее правил являлись нововведением жанра. В связи с этим многими «Стронгхолд» был высоко оценен за его уникальность. Стоит отметить, что количество фанатов этой игры было столь велико, что послужило причиной создания крупного сообщества. Его члены взялись за создание различных любительских модификаций и игровых карт.

Несколько позже Stronghold пополнился пятью сиквелами и двумя спин-оффами. Это появившийся в 2002 г. Stronghold Crusader, а также Stronghold 2 в 2005 г. Кроме этого, свет увидели спин-офф Stronghold Legends (2006 г.), Stronghold Crusader Extreme, вышедший в 2008 г, Stronghold 3 (2011 г.), спин-офф Stronghold Kingdoms (2012 г.). Последний сиквел разработчики выпустили в 2014 г. под названием Stronghold Crusader 2.

В ходе реализации игры было продано более пяти миллионов ее экземпляров.

Графика

Первое, что каждому из игроков бросается в глаза при прохождении «Стронгхолд», - ошеломляющая красота природы. Уже с начала учебных миссий на экране появляются пейзажи, достойные картин Лукаса Кранаха-старшего. Это, например, синий прибой, который завораживающе дробится у самого подножия скалистых утесов. Недалеко от него можно увидеть оленье стадо, которое отдыхает на зеленой поляне леса. Здесь же скачут и солнечные зайчики, создаваемые трепещущимися на ветру кронами деревьев. Однако любоваться этим великолепием игроку будет просто некогда. Ведь все его внимание будет захвачено геймплеем.

Не менее живописными предстают нашему взору и плоды цивилизации. Дело в том, что при создании замков авторами были использованы средневековые гравюры. Это позволило досконально воспроизвести все особенности и подробности 12 типов сооружений, которые существовали в реальности.

С удовольствием смотрят игроки и на другие постройки - военные и хозяйственные. Они также проработаны до мельчайших деталей.

При прохождении «Стронгхолд» можно щелкнуть мышкой на изображение пекарни или мастерской. После этого на экране появляется то, что происходит у них внутри.

Радуют глаз и фермы. Их поля очень красиво прорастают, затем зеленеют и колосятся.

Системные требования

Прохождение «Стронгхолд 1» возможно при наличии:

  • 4 Мб видеопамяти;
  • 750 Мб жесткого диска;
  • 64 Мб ОЗУ;
  • Pentium II 300 МГц.

Управление игрой осуществляется клавиатурой и мышью.

Режимы «Стронгхолд»

Их в игре два. Это военный путь и мирный. Данные режимы представляют собой путь сражений и развития экономики. Что здесь предусмотрено авторами?

В сражениях присутствует военная кампания. Она включает в себя сетевую игру, осаду и вторжение. В экономическом режиме присутствуют миссии, развивающие поселение, а также свободное строительство.

В игре есть собственный редактор карт. С ним можно создавать карты осады, строительства, вторжения, а также экономические, для осадных миссий и для сетевой игры. Присутствует здесь и мультиплеерный режим. Он дает возможность играть через Интернет или с использованием локальной сети.

Геймплей

При прохождении миссий «Стронгхолд» игрок становится лордом, правящим средневековым замком вместе с его обитателями, а также командующим своими войсками. В задачу главного героя входит:

  • обеспечение замка сырьем и продовольствием;
  • обучение войска для осады и для нанесения удара противнику;
  • налаживание экономики поседения.

Для процветания замка игроку понадобится поддерживать на определенном уровне популярность. Этот показатель оценивается в баллах в пределах от 0 до 100. При значениях ниже 50 из замка начнут уходить его жители. А если популярность превысит этот порог, то в поселении будут появляться новые люди.

Как добиться нужного уровня? Для этого необходимо иметь оптимальное количество запасов продовольствия и установить адекватный уровень налогов. Помимо этого, численность жителей увеличится благодаря возведению домов. Но стоит иметь в виду, что в этом случае потребуются большие запасы пищи.

При прохождение игры «Стронгхолд» любое задание можно выполнить практически мгновенно. Без промедления обучаются здесь и солдаты. Но только для этого игроку понадобится оружие, производимое в специальных мастерских, и финансовые средства.

В прохождении военной компании в «Стронгхолд» может участвовать и сам лорд. Вместе с другими солдатами он способен сражаться на поле боя. Однако стоит иметь в виду, что гибель этого героя будет означать, соответственно, конец миссии.

Строительство и экономика

При прохождении «Стронгхолд» игроку предлагается шесть видов заданий. С их помощью можно возвести:

  • замковые строения (казармы, ворота, башни, стены и т.д.);
  • здания, служащие для добычи ресурсов (рудники, каменоломни, лесопилки и т.д.);
  • городские сооружения (церкви, колодцы, дома и т.д.);
  • мастерские для изготовления оружия и доспехов;
  • здания, в которых будут обрабатываться продукты (амбары и т.д.);
  • сельскохозяйственные сооружения (фермы и т.д.).

Все строительство осуществляется мгновенно. По желанию игрока здания могут быть снесены.

В замке существует четыре вида ресурсов. Среди них нефть, железо, а также камень и дерево. Их добыча осуществляется в скважинах и рудниках, в каменоломнях и на лесопилках.

Дерево нужно игроку для строительства практически всех построек. Для этого понадобится использовать труд лесорубов. Они свалят дерево, распилят его, а после готовые доски доставят на склад.

Для возведения замка игроку понадобится камень. Его добычей занимаются в каменоломнях. Для перевозки этого материала необходимо задействовать волов.

Железо в игре нужно для изготовления оружия и доспехов. Понадобится оно и для котлов, в которых будет кипеть масло. Добывают железо на рудниках.

Нефть жителям замка нужна для масла, которое будет доводиться до кипения, и выливаться на головы противников. Им можно также заполнить рвы, а после поджечь их. Это позволит уничтожить врагов, которые находятся в этих рвах. Добывают нефть в скважинах.

Для того чтобы обеспечить жителей замка продовольствием, игроку необходимо построить молочные фермы, избушки охотников, пшеничные поля и яблоневые сады. Все это позволит получить хлеб, яблоки, сыр и мясо.

Но не все так просто. Добытую на понадобится, прежде всего, превратить в муку. Только после этого из нее можно будет выпечь хлеб. Игроку нужно вручную настроить в системе разрешаемые лордом к употреблению продукты, а также скорость их использования. Тот или иной объем может серьезно сказаться на уровне популярности.

Игроку дается право строительства хмельников. В них будет выращиваться сырье для эля. Этот напиток из хмеля употребляется в трактирах и тоже приносит дополнительные баллы популярности.

То, насколько эффективно станет работать любое здание, частично будет зависеть и от проявленной игроком почтительности. Он может возвести большое количество майских шестов, монументов и садов, повышающих его популярность. Однако работники при этом большую часть своего времени будут тратить не на работу, а на прогулки.

С другой стороны, игрок может начать выстраивать орудия устрашения и пыток. Это приведет к потере части популярности. Однако в таком случае работники будут трудиться большее количество времени.

Контроль популярности осуществляется и с помощью строительства соборов, церквей и часовен. В игре можно получить и золото. Это делают двумя способами - за счет торговли и налогов. Однако стоит иметь в виду, что рынок в игре доступен далеко не всегда, а покупки на нем ведутся только по пять единиц. Продажи же осуществляются исходя из того количества товара, которое имеется на складах. В дальнейшем полученное золото необходимо использовать на строительство орудий для осады, а также на обучение солдат и городские здания.

Основной дилеммой для игрока при прохождении миссий является сохранение баланса между популярностью и экономической выгодой.

Война

В игре «Стронгхолд» нет отдельных народов и рас. Каждая из сторон обладает одинаковым набором солдат для найма. Для того чтобы воспроизводить юнитов, игроку понадобится построить казарму и оружейную, заполнив ее мечами и доспехами. Также не обойтись без золота и свободных крестьян. Обучаются солдаты в игре мгновенно. Среди них есть юниты, предназначенные для дистанционного боя. Это арбалетчики и лучники. Такие солдаты атакуют врага автоматически, уже при первом его появлении. Есть юниты и ближнего боя. Они представлены рыцарями и мечниками, пикинерами, пехотинцами с булавами и копейщиками. Все они будут бездействовать до получения приказа атаковать конкретного противника.

Главный акцент игры сделан на оборону и осаду замка. Именно поэтому многие из идей, которые применили разработчики, считаются новаторскими. Игрок может позволить войску занять позицию на башнях и перемещаться по стенам замка, обстреливая при этом противника, находящегося внизу.

Игрок может также штурмовать город врага, ломая стены его крепости или же захватывая их с использованием лестниц и Ему предоставляется также возможность организовать эпидемию или пожар.

Войска

В игре есть две гильдии - саперов и инженеров. В казармах находятся боевые юниты, а также рыцари. Последние представляют собой единственный вид кавалерии. Есть в игре и монахи. Однако нанимать их нельзя. Разработчики исправили этот пробел несколько позже. Так, при прохождении миссий «Стронгхолд Крусадер» монахов можно нанять в соборе.

В числе представителей гильдии инженеров есть как сами инженеры, так и осадные рабочие. Первые из них не имеют никакого вооружения. Однако их игрок может приставить к чану с маслом, к оборонительным орудиям или к осадным машинам. Они также могут вылить на головы врагов кипящее масло.

В гильдию саперов разрешено нанимать саперов-копателей. Они способны делать подкопы под каменные укрепления врагов. Благодаря этому стены крепости рушатся.

Среди воинов, находящихся в казарме, есть те, которые обладают особыми умениями. Игрок их может нанять для того, чтобы поджечь нефтяные ямы, взобраться по осадным лестницам или выкопать рвы.

По сюжету игры короля, возглавлявшего Средневековую Англию, взяли в плен варвары. Страну захватили алчные бароны. Игроку предлагается возглавить войска, оставшиеся верными королю, и постепенно отвоевывать Англию, захваченную четырьмя злодеями - герцогом ди Вольпе (Волком), герцогом Борегаром (Змеем), герцогом де Трюфом (Кабаном) и герцогом де Пюсом (Крысой).

Режимы «Стронгхолд Крусадер»

Эта компьютерная игра является самостоятельным дополнением к базовой стратегии. В ней доступны четыре исторические кампании. В их числе:

  1. «К оружию». Эта кампания самая простая. Посвящена она Первому крестовому походу, который состоялся в 1094-1099 гг. В ходе прохождения «Стронгхолд Крусадер» игроку необходимо освоить управление замком, а также принципы осады и обороны.
  2. «Завоевания Саладина». При прохождении этой кампании под контроль игрока попадают арабские войска. Все миссии в этом случае являются осадными. Посвящена эта кампания походам Саладина, которые были им предприняты в 1187 г.
  3. «Королевский Крестовый поход». Эта кампания была попыткой освобождения Иерусалима. Предприняли ее король Англии Ричард Львиное Сердце, король Франции Филлип II, а также император Германии Фридрих I Барбаросса. Все миссии этой кампании являются оборонительными.
  4. «Войны крестоносцев». Эта кампания не претендует на звание основанной на реальных событиях. Однако она хорошо отражает дух тех войн, которые вели крестоносцы на Ближнем Востоке.

Есть в игре и особая кампания. Она носит название «Путь крестоносца». В нее входит 50 карт, которые не связаны между собой определенным сюжетом. Игроку для того, чтобы приблизиться к цели, понадобится пройти пятьдесят миссий. В каждой из них есть свои союзники и враги.

Для поражения противника можно играть в режиме отдельных карт. При этом есть возможность выставить желаемое число компьютерных врагов, которых может быть от 1 до 7, а также первоначальные условия поединка и союзы.

В «Стронгхолд Крусадер» предлагается заняться строительством замка, деревень и т.д. Этот режим известен по первой части игры. Строительство может вестись без всяких ограничений на местности. При этом вызвать редактор событий способна клавиша F1.

Война в «Стронгхолд Крусадер»

Эта система по сравнению с базовой игрой практически не изменилась. Добавились только арабские юниты. Частично они дублируют стандартных солдат. В их перечне: арабский лучник и мечник, раб и пращник, огнеметатель и конный лучник, а также ассасин. Все эти юниты должны быть наняты за золото. Для прохождения игры «Стронгхолд Крусадер» в дополнение к осадным оружиям авторы добавили еще и огненные баллисты. Ими игрок может поджечь вражеские строения или уничтожить юнитов из армии противника.

Есть в этой игре и уникальное нововведение. Им являются ассасины, которые, используя кошки, ловко взбираются на стены крепости. Они убивают охрану и открывают ворота. В остальном боевая система осталась прежней.

Экономика

В этой части прохождение «Стронгхолд Крусадер» осталось прежним. Авторы решили изменить только некоторые цены на товары и здания.

Строительство замка

Это сооружение игроку понадобится возвести, используя в нем такие ряды обороны, как башни, стены и барбаканы. Понадобятся и вспомогательные постройки. Среди них лагерь наемников и казарма, гильдии инженеров и саперов.

Барбаканы нужны для того, чтобы игрок мог пропускать свои войска через оборонительную систему. По этим сооружениям армия может подняться на стены. К барбаканам можно пристроить подъемные мосты, что позволит юнитам преодолевать рвы.

Что касается добычи ресурсов и создания оружейных мастерских, то никаких изменений в новой версии предусмотрено не было. Существенным отличием сферы сельского хозяйства стало место размещения ферм. Теперь располагать их можно только в оазисах. По сравнению с базовым «Стронгхолдом» серьезные изменения произошли и в городских постройках. Теперь для возведения храмов понадобится золото. Строительство собора или церкви автоматически зачитывает бонус к уровню популярности правителя.

«Стронгхолд 2»

Эта игра так же, как и базовая, является стратегией в реальном времени. Ее система больше схожа со «Стронгхолд Крусадер».

  • процессор 1,4 Гц;
  • 32 Мб видеопамяти;
  • ОЗУ 256 мБ;
  • жесткий диск 2,5 Гб.

Геймплей «Стронгхолд 2»

Как и в базовом варианте, игрок действует как лорд, правящий средневековым замком. При прохождении игр «Стронгхолд 2» также нужно строить военные здания и жилье, постройки, в которых будут добываться ресурсы, а также мастерские. Здесь есть крестьяне, которые при наличии свободных мест (зданий) будут сами выбирать для себя работу. В этом направлении вмешательство игрока является минимальным. Внимание он должен уделить военным постройкам.

Армия также состоит из наемных крестьян (рекрутов). При этом военными юнитами можно будет управлять как в группе, так и индивидуально. Особенно это пригодится при прохождение военной компании «Стронгхолд 2». Порой здесь происходят сражения. В них с каждой стороны принимает участие не одна сотня воинов. Однако при прохождении военной кампании «Стронгхолд 2» авторы несколько изменили правила. Теперь игрок может купить определенных юнитов. Но сделать это он имеет право только в том случае, если будет обладать определенным уровнем «чести». Это игровой ресурс, который дается за проведенные балы, пиры и турниры.

Новое, что можно увидеть при прохождении миссии «Стронгхолд 2», - имения. Это полуавтономные деревни без защитных стен и замка. Управляет ими игрок, а также искусственный интеллект. В имениях производятся товары, которые можно переслать на телеге в замок или к союзникам.

В игре существуют различные режимы. Среди них:

  • военная и экономическая миссии;
  • «Осада»;
  • «Схватка за корону»;
  • «Свободное строительство»;
  • «Путь завоевателя».

Возможно прохождение «Стронгхолд 2» в компании игроков. Это позволяет сделать мультиплеер.

По всем миссиям ведут игроков два советника. Том Симкинс учит экономике. В боевых сражениях игроков направляет констебль Бриггс.

«Стронгхолд Легенд»

Основными системными требованиями для этой игры являются:

  • 1,6 ГГц - процессор;
  • ОЗУ - 512 МБ;
  • 64 Мб видеопамяти;
  • жесткий диск - 2,5 Гб.

Для прохождения «Стронгхолд Легенд» авторы заметно изменили игровой процесс. Они убрали некоторые виды юнитов, добавив новые. Также в этой версии существует три типа игры. Среди них однопользовательская, которая подразделена на сценарии, а также сетевая и редактор карт.

Прохождение практически каждой новой миссии начинается с возведения своего замка. Далее требуется отладить добычу необходимых ресурсов и производство, а также построить оборонительные сооружения, которые необходимы для отражения атак противника. После этого игрок создает армию. Она понадобится ему для захвата вражеских замков, расположенных в другой части карты. Нападения на чужие укрепления происходят постепенно. Основными тактическими преимуществами в этой части игры являются волшебные заклинания, а также сильные герои, которые имеют дополнительные возможности.

«Стронгхолд Крусадер Экстрим»

Это дополнение к игре является единственным из всех, которое выпущено официальным разработчиком. Оно может использоваться в качестве отдельной модификации или же установливаться на стандартную версию «Стронгхолд Крусадер». В этой игре имеются некоторые дополнения, а именно:

  • магия;
  • дополнительные компьютерные противники - 8 ед.;
  • новые карты;
  • дополнительная кампания, состоящая из 20 миссий;
  • бесконечные войска.

Прохождение «Стронгхолд Экстрим» рассчитано на опытных игроков. Ведь не так-то и просто управлять неограниченным количеством юнитов. При прохождении «Стронгхолд Крусадер Экстрим» армии могут достигать десятка тысяч воинов. Также игра стала отличаться новым строением и тактическими возможностями.

Для успешного пользования версией игрокам потребуется иметь персональный компьютер со следующим:

  • процессором «Пентиум III» 1 ГГц;
  • 256 Мб памяти;
  • 4 Мб видеопамяти;
  • 1,1 Гб места на жестком диске;
  • ОС Windows 2000/Vista/XP.

«Стронгхолд 3»

Эта версия игры имеет свои нововведения. Они состоят в улучшенной системе построения замка, что позволяет максимально приблизиться к реальности, углубившись в тонкости мастерства. Кроме этого, прохождение «Стронгхолд 3» может порадовать своей обновленной графикой. Добавлено в игру и несколько режимов, в числе которых ночные осады. Появляются новые возможности и во время штурма крепостных стен.

Тот мир, которым игрок будет любоваться при прохождении «Стронгхолд 3», более похож на присутствовавший в базовой версии. Интересные изменения коснулись построек. Они будут выглядеть по-разному в зависимости от их расстояния до замка. Чем оно меньше, тем богаче сооружения.

Для прохождения игры «Стронгхолд 3» понадобится компьютер, в котором имеется:

  • 2,8 ГГц процессор;
  • 1 Гб оперативной памяти;
  • 128 Мб видеопамяти;
  • 2 Гб свободного места на жестком диске.

В новой версии игры анонсирована 3D-графика высокого качества, смена дня и ночи. Появилась возможность разрушить природные объекты. Разработана другая, по сравнению с базовой, система для расположения строений. Многие процессы игры стали управляться искусственным интеллектом.

Как и прежде, в ходе развития поселения придерживаются двух направлений - экономики и военного дела. Какой путь будет выбран - зависит от игрока.

Сюжет игры стал продолжением истории базовой версии. Все действие происходит в той же местности, но только спустя семь лет. Волку удалось выжить после падения с башни и тяжелого ранения, полученного в сражении с протагонистом. Он бежал на Восток, где и восстановил свои силы. Спустя 7 лет Волк вновь вернулся в Англию в сопровождении своего нового союзника Шакала. Помимо этого, к нему присоединись еще и сыновья его приспешников, которые были убиты во время освобождения страны, Крысы - герцога де Пюса, и Кабана - герцога де Трюфа.

«Стронгхолд Крусадер 2»

Геймплей этой игры, так же, как и предыдущих версий, очень сильно завязан на возведении замков, содержании поселения, а также на сражениях. Весьма серьезно изменилось лицо войны. На первый взгляд отличия заметить сложно. Однако когда начинаются бои, то опытный игрок уже не узнает знакомый ему сюжет. Так, при прохождении игры «Стронгхолд Крусадер 2» можно увидеть большее количество юнитов. Теперь их уже 20 единиц. Те, которые перешли из старых версий игры, «научились» новым трюкам. Кроме этого, авторы поменяли их показатели защиты и повреждений. Появились и такие юниты, которые дают бонусы союзникам и восстанавливают свое здоровье. Игрокам стал доступен и лучник, которым может постоять за себя при ведении ближнего боя.

Не обошлось и без потерь. При прохождении «Стронгхолд Крусадер 2» уже не встречаются минеры, инженеры и рабы с лестницами. Авторы убрали из игры и осадные башни. Взамен игрокам предоставили два вида катапульт.

Заметно эффективнее и проще стали осады замков. Это стало возможно из-за сокращения приспособлений для защиты и штурма. Теперь игрок уже не может направить человека, несущего лестницу, к стене, и переправить через нее десяток юнитов. Понадобится либо ломать стену, либо захватывать ворота усилиями ассанитов.

Начинается прохождение «Стронгхолд Крусадер 2» с обучающей миссии. Для ее прохождения понадобится построить сады, обеспечить население едой и сохранить необходимые ресурсы. После этого игроку предстоит возведение амбара и склада, нескольких лесопилок, а также яблочных садов. Следующий шаг - уничтожение львов. Для этого нужно взять несколько воинов и направиться с ними в логово зверя. Лорд - человек очень сильный. Расправиться со львами для него не проблема.

После устранения львов можно заняться экономикой. Для ее процветания стоит возвести 10 лесопилок, 3-4 фермы, а также 5-6 яблочных садов. После обеспечения жителей поселения ресурсами следует построить арсенал, а также мастерские, в которых займутся изготовлением мечей и луков. Добыча железной руды позволит игроку завершить основные задания. Миссия при этом будет считаться успешно пройденной.

Наверное каждый игрок знает что в этой игре самая дорогая башня это круглая это так, но не самая эффективная, на самом деле самая лучшая и эффективная башня квадратная башня, эта башня как бы закрывает людей от стрел сверху деревянной крышой, например от конных лучников которые в большинстве стреляют сверху, а не наискась как делают это большинство остальных лучников, у круглой же башни наоборот весь верх открыт по этому сидящие на ней люди более уязвимы для лучников.
Если хотите много еды, то делайте так: в игре ставьте пару пшеничных полей 4 мельницы кучу пекарен.

А я ещё на некоторых миссиях делаю так:
Замок строить как можно ближе к указателю, откуда выходят вражеские солдаты. Но не на самой последней точке, а немного подальше, чтобы можно было сделать укрепления замка, в особенности нужны башни! Тогда как только вражеские солдаты подходят к указателю - вы сможете их обстрелять ещё до того, как они разгруппируются!

Когда замок у врага построен, то можно построить несколько лесопилок или привязей для волов прямо у входа в чужой замок, чтобы враг не мог выйти. Он сразу разрушает все постройки снаружи и постепенно - внутри. В общем, всю экономику заводит в дальний угол. Но смотрите: надо обставить весь вход в замок, т. к. враг в конце-концов разрушит свой барбакан. Нельзя оставить ни щёлки!
Хочу сразу всех предупредить, что подобный опыт удаётся провести со многими игроками, но с некоторыми не всё так просто. Иногда Калиф, Волк (если он построил огромный замок со рвом), Крыса пробивают проход. Но чаще всего этот приём бесполезен над Змеем и Кабаном (50/50). За остальных же можно особо не волноваться.

Как расправляться с легкими противниками.
Крыса. У него замок без рвов, с ровными стенами, легкотня. Подгоняем осадную башню или бригаду асассинов, отправляем на стены банду рокеров (т.е. пехотинцев - они в кожанках и круто выражаются!), мочим слабаков крысы, взбираемся на его замок и мочим его самого.
Змея. тут чуть посложнее. Стены кривые - башню не подгонишь, рвы неровные, до фига лукменов. Подгоняем тьму осадных рабочих, взбираемся на стены рокерами, устраиваем потасовку и стены чисты!
Если подойти сбоку, можно захватить барбакан асассинами, после чего то же самое - берем штурмом замок и рубим его обитателей в куски.
Султан. Стены кривые, поэтому осадная как правило не помогает.
Опять же, либо захватываем барбакан асассинами, либо отправляем по осадным рабочим рокеров на стены. Тут есть такой нюанс: едва барбакан захвачен, к вам выходит толпа мечников, поэтому наготове необходимо держать своих пикменов или мечников. Далее, через двор не лезем - огнеметчики. Зачищаем стены и отправляем на них стадо арбалетчиков. Дело в том, что центральный замок султана будет полностью забит пращниками и мрочей малышней, через которую, однако, сложно пробиться пикменам. Арбалеты выкашивают их всех и ваша армия штурмует замок султана.
Кабан. Тут дело сложнее. Со стен спуска нет, с башнями они не контактируют, осадные башни бессмысленны. Рациональнее захватить асассинами барбакан или пробить стену таранами-катапультами, ввести армию в пролом (опасайтесь узкостей - волчьи ямы!), замочить банду кабановских рокеров и его самого. Толпой идти нецелесообразно, иначе вы потеряете в ямах слишком много людей.
Да, прикол. Пробиваю я намедни катапультами стену замка Кабана, ввожу туда 70 пикменов, в этот момент барбакан открывается и орда рокеров Кабана пробегает мимо моей армии, устремляясь к моему замку, где их и перещелкали из арбалетов.
Еще прикол. Брать стреляющих в приступ - значит обрекать из на верную смерть. Вражеские лукмены и арбалетчики выкашивают стреляющих в первую очередь. Я, когда играю против неск. противников, лукменов и арбалетов оставляю в замке - охранять, пикменов, рокеров, инжиков отправляю в атаку.
Не могу привести пособия при игре с Волком, Саладином, Ричардом, т.к. у меня проц Atlon AMD K6/450 пятилетней давности.
Спасибо за внимание!!!

Мой секрет очень хорошо проходит с калифами.
Просто поставьте в плотную к месту где собираются крестьяне лесопилку или привязь для волов. Если он пошлёт араб. мечников повторите попытку и всё ОК.
Когда калиф ставит огневые баллисты поставьте прямо вплотную к ним лесопилки и они сгорят.

Насчет еды, с помощью пшеничных полей и пекарен, полностью согласен.
Теперь про оборону.
Я стены почти не строю. очень редко когда. я ставлю большие башни, квадратные или круглые забиваю их до отказа лучниками, а на лестницы ставлю пару-тройку меченосцев. Как правило противник не доходит до башен.
Бывают уровни, когда достаточно тесно враги расположены друг к другу. В этом случае удачно будет свою большую башню воткнуть как можно ближе к замку противника, ТОЛЬКО ДЕЛАТЬ ЭТО НУЖНО В ПЕРВЫЕ МИНУТЫ ИГРЫ. Быстро нанимаем лучников забиваем башню. ВСЕ, вражеский замок парализован. Позже башня снабжается катапультой и тогда замку конец.
Атака.
Атакую я конными лучниками. Большой армадой 100 - 150 голов. плюс 30 меченосцев и пара тройка катапульт.
Вариант 1:
Конными лучниками сметается все с башен и парализуется замок, катапультами пробиваются стены и рушатся башни. меченосцами валится главный.
Вариант 2:
Катапультами под прикрытием армады конных лучников рушим большую часть башен с вражескими лучниками, а дальше Вариант 1.
Кстати катапульты и трибушеты стреляют дальше если ими "Атаковать местность" Все что попадает внутрь круга сносится... а башенные катапульты если не достреливают до замка противника, атакуйте местность перед замком и перелетами будете крошить замок.
Кстати, в этой игре комп подыгрывает нашим противникам. а именно в том смысле, что если у вас есть союзник, основной удар все равно будет нанесен по вам и хоз строения в первую очередь будут сносится ваши.
Удачи.

Еда в миссиях совсем не обязательна, для этого нужно построить три пивоварни и подождать пока охват населения дойдет до 100% и на абаре щелкнуть не выдавать, но для поддержания эля вам необходимо три хмельника и три пивоварни.

Тут есть такой фокус, ассасины хоть и наемники, они офигенно чикают меченосцев, но против пикменов они просто бесполезный перевод денег-отсюда вывод, чтобы завалить волка и ричарда, ассасины незаменимые бойцы. Деньги можно заработать очень простым способом, ставишь много каменоломен и много привязей волов, ведь известно что камень набирается в геометрической прогрессии, но это еще пол дела, основные бабки можно заработать на железе, оно тебе особенно не понадобится т. к. производить армию долго, а вот покупать оружие продавая железо очень быстро, главное грамотно заставить залежи рудниками, чтобы их поместилось как можно больше.
P.S. железо кроме как для производства оружия больше нигде не требуется.

Моя тактика довольна проста.
Я строю 200-250 конных лучников, полностью уничтожаю воинов противника и потом 7-9 асанинов хватает на лорда, ах да, я сначала строю конных лучников и отправляю их и когда воинов, кроме лорда у противника не остаётся я намечаю цель-лорд, и потом делаю асасинов.
Работает когда противник далеко от вас, если он близко и 1, то на все деньги асасинов и всё!

Ну а я делаю вот как: чтобы враги не использовали катапульты и не ломали стены, я достраиваю замок и делаю щель и от неё лабиринт внутрь замка.
Весь лабиринт заполняю волчьими ямами и на стены лабиринта ставлю парочку инженеров с кип. маслом. И обязательно должен быть выход из лабиринта.

Чтобы враги не лезли на стены со всех сторон, можно снести ворота в одном месте (или вообще их не строить). Вместо ворот поставить две башни, на расстоянии 1 квадратика друг от друга, можно продолжить эту дорожку шириной в 1 квадратик стенами. Башни и стены забиваются стрелкАми и наёмниками, которые кидают огненные гранаты. Враг, устемляющийся в проход, сначала попадает под обстрел, а прорвавшийся идёт сквозь огонь. На выходе ставлю десяток рыцарей или иных пехотинцев. Это работает всегда.

Для обороны на подходах к крепости или лишения врага ресурса ставлю квадратную башню или круглую, реже ворота, вблизи ферм или каменоломен. На ворота можно загнать стрелков, а ворота закрыть. На башни также загоняются стрелки, после чего лестница разрушается, чтобы у врага не было соблазна залесть на башню. Стрелки сверху могут обстреливать всех, не опасаясь пехоты.


Когда Король попал в плен к варварам, Англию начали раздирать междоусобные войны. Несколько дворян, в том числе и отец главного героя, попытались прекратить войны, но были перебиты бандой неизвестных. Израненный и измученный главный герой добирается до нейтрального полуострова, где собрались последние остатки сопротивления, верные былому королю. Героем движет только одно - желание отомстить.Под командованием мудрейшего лорда Вулсака и храбрейшего сэра Лонгарма герой приступает к своему первому заданию: постройке лагеря и обеспечению провизией людей сопротивления. К сожалению, это задания было провалено из-за неудачного выбора месторасположения лагеря. Герой построил его прямо посреди волчьей тропы. По приказу сэра Лонгарма, герой занимает заброшенный форт и начинает тренировку лучников с целью уничтожить всех волков к зиме. К несчастью, задание осложнилось тем, что это нейтральное графство граничило с графствами герцога де Пюса по прозвищу Крыса. Во время истребления волков шпионы Крысы засекли чужаков и обо всем доложили своему хозяину.
Не дожидаясь распоряжений лорда Вулсака, сэр Лонгарм отдает герою приказ построить форт на границах земель Крысы, чтобы лучше судить о численности его армии. Миссия выполняется неофициально. Возведя форт на границе и победив отряд шпионов де Пюса, герой захватывает свое первое графство. Сэр Лонгарм отдает приказ выдвигаться дальше. Крыса в панике из-за вторжения в одно из графств, однако его сосед недооценивает угрозу и предлагает съездить на охоту, пока небольшой отряд расправляется с мятежниками. Герой, однако, отбивает все атаки и захватывает второе графство Крысы, и тот вновь паникует. Змея просит Крысу успокоиться и расслабиться, говоря, что придумал план. Крыса выдвигает предложение о перемирии.

01. Первый Лагерь

02. Постройка форта

03. Истребление волков

04. Тайная застава

5. Между молотом и наковальней

Глава II. Укрепление позиций

Лорд Вулсак в негодовании на героя и сэра Лонгарма за открытое противостояние Крысе и потому решает согласиться на предложение Крысы о выводе всех войск из захваченных графств. Сэр Лонгарм предупреждает, что это ловушка, ибо отец героя был убит точно в такой же ситуации, и предлагает, наоборот, атаковать, но лорд Вулсак его не слушает. Предсказание сэра Лонгарма оказалось правдивым. Весь передовой отряд перерезали как свиней. Отстранив лорда Вулсака от командования, сэр Лонгарм высылает герою на помощь своих каменщиков и велит соорудить мощную крепость и отбить атаку трусливого де Пюса. Герою это вновь удалось, и ещё одно графство в кармане у мятежников. Змея бросает Крысу и сбегает. Повстанцы вовсю радуются победам героя и уже предвкушают скорое падение Крысы, а сэр Лонгарм даже назначает его главнокомандующим. Но вскоре пришла просьба о помощи от лорда Мэнкина. Лорд Мэнкин поднимал народ в других графствах на борьбу с тиранами, и это совсем не нравилось Волку. Под давлением Волка Крыса собирает свои последние силы и бросает в атаку на владения Мэнкина, но гарнизон Мэнкина под командованием героя вновь отбил атаку Крысы. И тут объявляется герцог Борегар (Змея) и предлагает герою сотрудничество. За 20 бочек эля Змея присылает часть своих войск, и они помогают расправиться с Крысой. Крыса бежал из собственной Страны, а Змея захватил одно из его графств (которое впоследствии было отвоевано сэром Лонгармом). Понимая, что с одним предателем пора кончать, герой занимает его брошенный замок и начинает отстраивать. На помощь Крысе Волк отправляет войска Кабана, однако под командованием бездарного Крысы они терпят поражение. Вскоре Крыса, из последних сил собрав огромную армию, сам бросается в атаку с целью отвоевать свой замок, но гибнет в сражении. Один из предателей повержен, а его шлем станет хорошим трофеем.


Герой получает приказ от сэра Лонгарма о продвижении дальше. Следующий предатель - Змея, коварный губернатор, заманивший в ловушку отца героя. Пока герой пробивается и, сражаясь с войсками Змеи, занимает его владения, Волк и примкнувший к нему герцог де Трюф (Кабан) начинают активно отвоевывать графства Крысы, захваченные повстанцами. Тем временем сэр Лонгарм договаривается с варварами о выкупе за жизнь Короля, а лорд Вулсак открывает второй фронт на былых землях Крысы. Но вторгнувшись в графства Змеи, герой сам попал в непростое положение, ибо его поместья граничили с землями Волка, самого свирепого, опытного и жестокого из всех предателей. Часть войск Волка отправляется на подмогу Змее. Люди паникуют, потому что знают, что их лучники бессильны против мечников Волка. На помощь приходит таинственный монах, отдающий герою планы подробных чертежей создания арбалетов. Быстро воплощая теорию в практику, герой начинает тренировать арбалетчиков. Мечники Волка были сражены и графство Змеи вновь захвачено. Однако с захватом одного графства мятежники потеряли другое, которое захватил Кабан, а лорда Вулсака жестоко пытали и в итоге убили.

06. Крыса выдвигает предложение

07. Прорыв

08. Сделка с Дьяволом

09. Прикончить крысу

10. Охота на змей началась

11. Первая кровь

Глава III. И один в поле воин

С целью собрать выкуп герой нападает на лагерь, где находится сокровищница Змеи, и крадет все его деньги. Вся нужная сумма была отправлена варварам. Понимая, что медлить нельзя (Волк решил взяться за повстанцев всерьез), сэр Лонгарм отдает герою приказ о штурме замка Змеи и его убийстве. Войска кабана приходят на помощь Змее, но это не помогло. Перед смертью Змея признается, что заманил в ловушку отца героя, но не убивал, и падает замертво. Понимая, что войско Волка уже на подходе, герой отступает с оставшимися войсками.


Теперь нужно расправиться с предпоследним предателем. Сначала герою приходится под покровом ночи перейти в графство Кабана, которое расположено в горах, и отбивать его атаки. От сэра Лонгарма герой узнает, что он с Королем отправляется за море собирать войска, и поэтому он должен обеспечить отвлекающий маневр, чтобы они смогли спокойно выйти в море. Маневр удался. Маленькая армия Кабана повержена, а сэр Лонгарм с Королем спокойно уплыли. Но люди измучены и устали, а войска Волка наступают на пятки. Кабан начал свой завоевательный поход по графствам мятежников, устанавливая там грабительские налоги. Пользуясь этим, герой решает захватить фамильный замок Кабана (который он покинул на время похода) и через него отступить к болотам, где Волку будет трудно его достать, а он с легкостью расправится с Кабаном. Захватывая замок, герой удачно отступает к болотам. Устав гоняться за ним, Волк приказывает Кабану расправиться с ним. Кабан уверен в своей победе, ибо герой загнан в угол. После постройки укреплений герой начинает собирать камень. Героя вновь вытесняет Кабан. Вскоре героя просит о помощи тот самый монах, давший чертеж арбалета. Он просит защитить монастырь от людей Кабана, которые пытаются найти ценные рукописи. К счастью, они ищут не там, где нужно, и монах дает ещё один секрет - огненной реки и как её создавать (проще говоря, это самый обыкновенный ров с нефтью, поджигаемый огненными стрелами). С её помощью герой побеждает Кабана.

13. Глаз Змеи

14. Горными тропами

15. Пробиваемся к болотам

Часть IV: За короля и королевство!

Затем герой получает известия от сэра Лонгарма, что он и король захватили ещё несколько графств. Герою приходится ещё несколько месяцев сдерживать библиотеку церкви от набегов армии кабана. За время осады он узнает самый важный секрет - кипящее масло (выливается на врагов). После герой переходит на последнее графство Кабана - его фамильный замок. Но со времен предыдущей осады он был заново отстроен, нанят новый гарнизон, и вообще он был усилен. Пользуясь своей небольшой армией, герой приступает к штурму замка. Осада длится несколько месяцев но в конце герой настигает Кабана и убивает эту «жирную свинью».


Волк в бешенстве и серьёзно опасается за свою жизнь перед таким мастерством, коего он вовсе не ожидал. В отчаянии он грозится убить героя и организует осаду на замок героя, используя весьма «грязные» методы, а именно чуму (бросание дохлых коров внутрь территории замка и дальнейшее распространение заразы). Будучи предупрежден сэром Лонгармом, герой имеет при себе опытного знахаря, и чума его людям не помеха. Не без труда он отбивает атаки Волка. Раздосадованный Волк решает заманить героя в ловушку и объявляет ему, что хотя Змея и заманил в ловушку отца героя, но убил его именно Волк. Герой решает, что пришло время мести, и, не сказав ничего вышестоящему командованию, лично вторгается в логово Волка. К счастью, люди, видя, что власть Волка подходит к концу, встают под знамена героя, а сам герой получает послание от сэра Лонгарма. Тот велит ему укрыться в брошенном Волком замке и ждать подкрепление. Отбив ещё одну атаку Волка, герой встречает подкрепление. Время пришло! Король лично просит героя возглавить командование над всей армией королевства в атаке на логово Волка! Замок Волка был, по слухам, неприступен! Слух этот был развеян героем, ворвавшимся в саму Цитадель Волка. В завязавшейся битве Волк понимает свое поражение и, протягивая герою меч, произносит: «Можешь убить меня, но на колени я падать не собираюсь!». Герой пронзает Волка и со словами «За моего отца!» поворачивает рукоятку и сталкивает Волка с парапета. Крик Волка эхом разносится по всей цитадели.

Мой город стоял всем смертям назло

И стоял бы еще целый век.

Но против зла город выдумал зло,

И саванам стал ему снег.

Возможно, солнце взойдет еще раз

И растопит над городом льды,

Но я боюсь представить себе

Цвет этой талой воды.

Наутилус Помпилиус

Каждый год игровая индустрия делает стремительный рывок в направлении визуального качества новых продуктов. Но получается, разработчики уделяют все меньше и меньше внимания тому, что мы называем геймплей. В результате на прилавки попадают красивые пустышки, бьющие рекорды продаж, но не способные удержать вас за компьютером более часа.

Stronghold - редкий пример современной игры, где основной акцент сделан не на графику, а на общую игровую концепцию, требующую времени, чтобы в ней разобраться, но с лихвой окупающую затраченные усилия.
Интерфейс

В этом плане оригинальностью игра не блещет, ну и слава богу. Первое, что бросается в глаза кроме пресловутой карты, - озлобленный пейзанин в правом углу, держащий в руках доисторический талмуд. На его страницах отображаются ключевые данные о положении вещей в вашем поселении. Верхняя цифра соответствует уровню вашей популярности, средняя показывает состояние казны, а нижняя отвечает за количество построенного и заселенного жилья.

В левой нижней части экрана располагается основная панель управления вашим поселением. С помощью шести небольших пиктограмм в ее нижней части мы выбираем тип зданий, который хотим построить, а на самой панели - конкретное здание. Постройка происходит мгновенно, без необходимости ожидать окончания работ.

Также эта панель используется для выделения требуемых подразделений из группы войск. То есть, выбрав некоторое количество солдат, мы получаем полную информацию о том, кем же конкретно в данный момент командуем. Теперь, щелкнув по тому или иному типу войск на основной панели, мы можем отделить от общей толпы, например, только лучников или только рыцарей.

Еще одного интересного эффекта можно достичь, щелкнув правой кнопкой мыши на любой части игрового экрана: после этого вокруг курсора появляются импровизированные панельки. Верхняя позволяет взглянуть на местность с иного ракурса, правая - уменьшить/увеличить масштаб, нижняя - сделать постройки гораздо ниже, дабы иметь возможность нагляднее оценить расположение зданий и войск (практически такой же эффект дает нажатие клавиши пробел), а левая убирает с экрана панель меню.
Первые шаги
78

Спешу вас успокоить: разобраться в интерфейсе - это еще ничего не значит. Начинать всегда нелегко, но придется;) Итак, первым делом заложите свой замок. Затем зернохранилище. Далее распределите по карте несколько избушек дровосеков. Когда работы будут завершены, определите наиболее приемлемый вид еды, в соответствии с которым станете развивать свою пищевую промышленность. На первых этапах это избушки охотников и зерновые фермы, в дальнейшем можете экспериментировать с остальными постройками, но для начала рекомендую ограничиться стандартным набором.

Если с живностью все примерно ясно, то зерно просто так в пищу не пригодно и требует дальнейшей переработки. Сперва его необходимо перемолоть в муку, а затем отнести в пекарню для выпечки хлеба. Это потребует создания еще нескольких зданий, а именно мельницы и пары хлебопекарен. Теперь ваши люди как минимум не умрут с голоду.

Следующим пунктом в развитии вашего поселения должно стать налаживание временной обороны. Не стоит размахиваться на возведение монументальных укреплений, постарайтесь ограничиться минимумом войск и крепостных стен, вложив основные средства в развитие инфраструктуры.

Лучшее, что здесь можно посоветовать, - десяток лучников на возвышенности, недоступные для прямых атак неприятеля.

Далее стратегия в корне ничем не отличается от вышенаписанного. Балансируя на грани производительности и военной стабильности, ведем общее развитее своего поселения, постепенно расширяя оборонительные ряды и возводя укрепления.
Основные понятия
Популярность

Среди всех показателей, характеризующих положение вещей в поселении, одно из первых мест занимает уровень вашей популярности в народе. Зеленое улыбающееся лицо означает, что все в порядке. Желтое - что уже далеко не все удовлетворены вашим правлением. А если лицо станет красным, то крестьяне начнут покидать замок.

Поэтому внимательно следите за уровнем популярности, отображаемым в правом нижнем углу, и не допускайте, чтобы он опускался ниже 50.

Существует всего семь способов повлиять на настроение крестьян, но главных факторов - два: продовольствие и налоги.
Еда

Изменение пищевого рациона в зернохранилище - один из самых простых и наиболее эффективных способов повлиять на популярность. Имеет значение как количество еды, так и ее разнообразие.

Изначально крестьянам выдается полная (одинарная) порция. Уменьшение рациона вызовет негативный эффект, но сбережет запасы пищи, в то время как увеличение вызовет противоположный эффект.
Налоги

Устанавливаемый уровень налогов также влияет на вашу популярность, и если в казне много золота, то имеет смысл время от времени раздавать его крестьянам.

Интересного эффекта можно добиться, увеличивая порции еды и одновременно поднимая налоги (либо наоборот). Таким образом получается, что мы в значительной мере расходуем один из ресурсов, одновременно придерживая другой.
Сооружение стен

Стены выбираются из категории Строения замка. Строить их можно как поэлементно, - размещая на карте лишь одну секцию, так и растягивая всю стену целиком на любое расстояние. Таким образом, выбрав создание стены из списка, вы передвигаете курсор мышки до тех пор, пока результат вас не удовлетворит.

Если в вашем резерве достаточно камня или дерева, а условия рельефа не мешают возвести данный вид укреплений, то, отпустив кнопку мыши, вы получите готовое сооружение.

Стены можно строить любой толщины, причем пробить многослойные укрепления намного сложнее, чем одинарные.
Сооружение ступеней

Крепостные стены - залог спокойствия любого города, но если вы хотите по возможности полностью воспользоваться предоставляющимися возможностями, то элементарно не забудьте обеспечить своим солдатам доступ на них.

Лестницы строятся точно так же, как и стены, но должны присоединяться либо к вашим стандартным стенам, либо к краю сторожки. Для их строительства выберите Лестницы и передвигайте указатель мышки к секции стены. Теперь нажмите и удерживайте левую кнопку мыши, одновременно отводя ее в сторону. Вы увидите, как появляются очертания лестницы; когда результат вас устроит - отпустите кнопку мыши.
Фактор страха

Продуктивность рабочих во многом зависит от того, насколько суровым правителем вас считают. Чем лучшего мнения о вас люди, тем выше ваша популярность, но тем хуже они работают. Соответственно, если вы прослыли тираном и узурпатором, то уровень популярности останется невысок, но, опасаясь кары, крестьяне будут трудиться с большим усердием.

В зависимости от того, что вам кажется наиболее разумным в тот или иной момент, влиять на мнение народа можно, размещая вокруг своего замка либо развлекательные сооружения (сады, статуи, агавы...), либо устрашающие (виселицы, плахи, выгребные ямы...).
Религия

Возведение религиозных зданий вызывает приток священников, которые начинают благословлять вас и ваш народ, тем самым поднимая уровень популярности. Правда, эффект благословения быстро проходит, и его приходится постоянно повторять.
88

Чем больше людей из вашей деревни посещает религиозные заведения, тем больший бонус к уровню популярности вы получите. И не забывайте, что с развитием поселения люди захотят все более впечатляющих и дорогих религиозных зданий. Если их не строить, то уровень популярности начнет снижаться.
Трактир

То же самое, что и Таверна.
Перенаселение

Если все идет нормально, то со временем общая численность ваших вассалов будет увеличиваться. Дабы не столкнуться с проблемой нехватки жилья, старайтесь своевременно возводить новые хижины. Если же положение вещей станет критическим, то об этом незамедлительно напомнит индикатор, располагающийся в правом нижнем углу экрана.

Перенаселение также может произойти, если несколько домов были разрушены вами или уничтожены врагом.
Ярмарки и выставки

По ходу игры в ваш замок будут заезжать путешественники и устраивать ярмарки и прочие развлечения. Пока они в городе, вы получите временный бонус к общему уровню популярности. Но, к сожалению, эти события носят временный характер ибо не в ваших силах контролировать кочующих актеров.
Здания
Крепость

Самое важное здание в игре, и оно должно быть построено первым. Здесь не только живет и держит последний рубеж обороны во время осады Лорд, но и находится ваша казна. Щелкнув левой кнопкой мыши на этом здании, вы увидите панель управления казной и получите возможность устанавливать уровень взимаемых налогов.

Крепость также является домом для некоторых ваших людей, начиная с восьми человек и более, - в зависимости от размеров здания.
Бараки

Создание бараков - первый шаг на пути к формированию боеспособной армии. Щелчок на здании откроет панель воинской повинности. Если возле вашего бивачного костра есть свободные крестьяне, а в арсенале - необходимое оружие, то можете просто щелкнуть на типе войск, который хотите тренировать, и они будут созданы. Требования по необходимому для каждого типа войск оружию будут высвечиваться на панели, когда вы наведете курсор на иконки солдат.
Арсенал

Как следует из названия, арсенал служит для хранения производимого ремесленниками оружия. Всего в арсенале одновременно может быть размещено не более 64 единиц и не более 4 видов вооружения. В случае необходимости расширения арсенала поместите рядом с уже имеющимся еще один, иначе после переполнения производство оружия неизбежно застопорится.

При создании войск новоиспеченные солдаты самостоятельно возьмут нужный им вид оружия.
Деревянные ворота

Как и прочие фортификационные сооружения из дерева, эти ворота не отличаются особой прочностью. Они скорее создают иллюзию защищенности, но стоит лишь врагу нанести удар, как от дубового основания ничего не останется.

Разумеется, открыть или закрыть ворота вы сможете в любое время, но при приближении врага они закроются автоматически.

Альтернативным применением данного вида ворот может стать регулирование перемещения по карте диких животных.
Деревянная платформа

Простая древянная платформа дает вашим войскам преимущество в высоте, что позволяет вести стрельбу на более дальнюю дистанцию и получить дополнительную защиту от летящих снарядов.

Данный тип платформы должен строиться рядом с деревянной стеной.
Каменные ворота
81

Каменные ворота на порядок превосходят своего деревянного собрата. Поскольку враг всегда рассматривает ворота как самый легкий путь проникновения в замок, то по возможности постарайтесь своевременно заменить деревянный экземпляр на каменный.

В случае необходимости и при наличии рва вокруг здания каменные ворота можно также доукомплектовать подъемным мостом.
Подъемный мост

Подъемный мост позволяет крестьянам переходить ров, окружающий ваш замок. Очень важно построить его прежде, чем приступать к выкапыванию рва, ибо мост имеет ограниченную длину и в итоге его попросту может не хватить.

Поднимать и опускать мост можно так же, как открывать и закрывать обычные ворота.
Водяной ров

Какой бы крепкой ни была стена, разрушить можно что угодно. Поэтому следующим уровнем обороны после возведения крепостных стен должен стать ров с водой. Несмотря на трудоемкость процесса, поверьте, он того стоит. Главное - не забыть вовремя разместить подъемные мосты, ибо вы нечаянно можете запереть себя в своем же замке.
Гильдия инженеров

Это здание позволяет вам обучать высотников и инженеров, которые в дальнейшем будут изготовлять ваши осадные машины. Щелкнув мышью на этом здании, вы увидите панель найма рекрутов, при помощи которой вы можете платить за них золотом.

Таким образом, если у вас есть свободные крестьяне и достаточное количество денег, то вы можете создать соответствующий отряд.
Гильдия подземщиков

Здесь все обстоит так же, как в случае с гильдией инженеров, только заместо оных вы имеете возможность создавать отряды подкопщиков.
Волчья яма

Это смертоносные замаскированные ловушки, выкопанные с целью предоставить как можно больше неприятностей вашим врагам. Волчьи ямы невидимы для неприятеля и абсолютно безопасны для своих.
Ямы со смолой

В отличие от волчьих ям, на дне их не заостренные колья, а добытая из болот смола. На первый взгляд, никакой опасности для врага это не представляет, но, будучи подожженной, смола способна нанести существенный ущерб кому угодно. Пламя начнет перекидываться с ямы на яму, и если повезет, то через некоторое время все неприятельское войско окажется в огненном аду.

Поджечь смолу можно с помощью горящих стрел.
Жаровня

Жаровни используются лучниками для поджигания стрел и должны строиться на стенах замка. После завершения строительства любой лучник, находящийся рядом с жаровней, будет зажигать свои стрелы перед стрельбой.

Эффективность подожженных стрел ненамного выше обычных, поэтому жаровни в основном используются для поджигания ям со смолой.
Плавильная печь

Это здание позволяет вам перерабатывать смолу в кипящее масло. Когда в плавильной печи начнет работать инженер, он станет носить смолу с вашего склада и варить ее до тех пор, пока не будет получено масло. Чтобы назначить туда инженера, выберите одного из уже имеющихся, а потом переведите курсор мышки на печь.

Печь вмещает максимум 9 кусков смолы. После ее заполнения назначенные вами инженеры начнут собирать масло в горшки, которые можно будет ставить на стены и во время осады выплескивать на головы атакующих.
Конюшня
87

Основу обороны составляют вовсе не лучники, а инженеры с горшками масла.

Когда вы построите конюшню, то в ней начнут выращивать рыцарских коней. Всего конюшня вмещает до 4 жеребцов. Когда вы начнете комплектовать всадников, кони должны уже быть у вас в наличии.

Также не забывайте, что в промежутках между битвами лошадям нужен отдых, поэтому можете сразу забыть о постановке производства верховых рыцарей на конвейер, ограничившись лишь четырьмя на каждое здание конюшни.
Башня периметра

Эти небольшие каменные башни относительно дешевы при постройке и поэтому идеально подходят для использования в первой линии обороны. Они значительно крепче стен и позволяют размещающимся на них лучникам вести огонь на значительно большую дистанцию.

К сожалению, фундамент башен не слишком крепкий, что делает их уязвимыми для подкопщиков. Доступ к башне обеспечивается постройкой рядом крепостной стены.
Большая башня периметра

Эту башню сложнее разрушить, чем предыдущую, но она все еще остается уязвимой для атак подкопщиков.

К остальным преимуществам можно отнести еще большую дальность стрельбы и количество вмещаемых людей.
Квадратная башня

В этой большой каменной башне достаточно свободного места для размещения мангонеллы или баллисты. В отличие от предыдущих версий, у квадратных башен есть прочный фундамент, благодаря которому они недоступны для подземных атак подкопщиков.

Также они выдерживают сильный огонь, имеют большую высоту и вмещают многочисленный гарнизон.
Круглая башня

Самая сильная и наиболее дорогая из всех башен в игре. Благодаря круглой форме она может выдерживать атаки вражеских метательных орудий. Как и в квадратной башне, в ней можно разместить мангонеллу или баллисту. Она защищена от атак подкопщиков, имеет хороший обзор и вмещает солидный гарнизон. Другими словами, были бы деньги, а остальное приложится... ;)
Производственные здания
Хранилище

Здесь хранятся все ваши ресурсы, кроме золота, еды и оружия. Все хранилища располагаются рядом с крепостью, что облегчает защиту от врагов. Дополнительные области под хранение ресурсов могут быть отведены лишь по соседству с уже имеющимися, поэтому, развивая свой замок, постарайтесь оставить место для возможного расширения хранилища.

Внешний вид хранилища даст вам примерную информацию о степени его заполненности; щелкнув же мышкой, вы сможете получить точные цифры.
Хижина лесоруба

Древесина необходима для возведения практически всех зданий. Поэтому первое, что сопутствует успешному развитию любого поселения, - несколько хижин лесорубов. Располагать их стоит по возможности ближе к лесу, ибо основное время лесоруб тратит на перемещение между домом и поваленным деревом, и лишь собрав нужное количество древесины, относит ее в хранилище.

Если в хранилище недостаточно места, то заготовка древесины приостановится, а дровосек будет ошиваться около своей хижины, пока место не освободится.
Каменоломня

Эта постройка позволяет вам добывать камень, который необходим для возведения оборонительных сооружений. Строить ее следует около светло-серых валунов.

Когда в каменоломню прибудут трое рабочих, они начнут добывать камень и, придавая ему правильную кубическую форму, складировать вокруг. Когда место закончится, работа прекратится и возобновится вновь лишь с появлением оного.

Но прежде чем использовать камни в строительстве, их необходимо переправить на склад. Для этого вам понадобятся воловьи повозки.
Привязь быков

Привязь быков необходима исключительно для перевозки добытых камней из каменоломни в хранилище. Как только прибудет погонщик быков, он начнет погрузку камня. Таким образом, для оптимального производства старайтесь уравновешивать камнедобывающую отрасль и количество привязей быков.

За один раз быка можно нагрузить не более чем 8 блоками.
Шахта по добыче руды

Железо необходимо для создания наиболее продвинутого оружия, поэтому, решив начать милитаристскую кампанию, постарайтесь обеспечить свою промышленность его бесперебойным поступлением. Шахты железной руды могут располагаться там, где вы найдете покрытые ржавчиной вершины холмов.

На добыче руды занято два человека. Один непосредственно добывает и плавит руду, а второй доставляет ее на склад.
Варка смолы

Смола является незаменимым элементом в обеспечении обороны любой крепости. Она используется не только для заполнения смоляных рвов, но и для выливания на головы незадачливых врагов. Поэтому если вы ждете серьезного вторжения, то постарайтесь своевременно запастись тягучей черной жидкостью.

Установку для получения смолы можно поместить там, где есть черные нефтяные пузыри на болотах. Для добычи и доставки достаточно одного человека.
Рынок

Рынок жизненно необходим, это двигатель экономики. После того как он будет построен, в ваш замок начнут приезжать купцы, чтобы продавать и покупать товары. Щелкнув на рынке, вы увидите панель, где можно выбрать те или иные товары, которые вы готовы продать, а также оценить ассортимент продукции, предлагаемой купцами.
Продовольственные здания
Дом охотника
88

Эх, рановато смолу поджег.

Одним из наиболее быстрых и легких способов накормить ваших людей является охота на оленей. Их кочующие стада выглядят весьма заманчиво, поэтому, расположив на карте несколько охотничьих постов, вы сможете вести отстрел животных, тем самым обеспечив стабильный приток пищи.

Но в каждом деле нужна мера, так что смотрите не переусердствуйте, ибо, ведя чересчур активный отстрел, вы можете полностью истребить поголовье и остаться без удобного источника пищи.
Молочная ферма

Эта ферма позволяет вам производить сыр. Сюда придет молочник, дабы пасти коров. Как только тех станет три штуки, он начнет их доить и потом доставлять в хранилище сделанный из молока сыр.

Препятствием для развития молочных ферм является изготовление кожаных доспехов, потому что кожевникам постоянно будут требоваться коровьи шкуры.
Пшеничная ферма

Пшеничные фермы - это первое звено одной из самых продуктивных цепочек производства еды в замке. Собранное зерно доставляется на склад, где и хранится до помола.

Пшеничные фермы не могут располагаться на возвышенностях или неровной местности. Если ферма находится далеко от замка, то вы можете не успеть вовремя собрать весь урожай, и тот начнет гнить.
Ферма по выращиванию хмеля

Здесь дела обстоят во многом идентично пшеничной. Вам опять-таки не следует располагать ферму на возвышенностях и вдалеке от замка, ибо несобранный вовремя созревший хмель через некоторое время начнет гнить.

Собранный хмель также хранится на складе.
Фруктовый сад

Это самая большая из всех ферм. Здесь выращивают яблоки. По мере созревания садовник будет относить их в хранилище, снабжая вас еще одним видом пищи.

Сады должны находиться на равнинной плодородной местности, желательно не слишком высоко.
Городские здания
Дом

Наличие жилья определяет максимальное количество населения, которое может проживать в вашем замке. Изначально несколько крестьян могут жить в крепости, но со временем она переполнится, и вам потребуется возводить дома для своих подопечных. Каждое размещенное жилище будет увеличивать потенциальное население на 8. Текущее и максимальное количество населения отображается в правом нижнем углу экрана.

Но не спешите чересчур активо привлекать крестьян, ибо в случае неналаженного продовольственного сектора вы рискуете слишком быстро истощить запасы продовольствия. А если попытаетесь уничтожить уже заселенные дома, то это в значительной степени скажется на вашей репутации.

Создать свой замок несложно. Особенно поначалу, когда правила строительства просты, места много, а ограничений мало. Зато потом! Тем не менее кампания за “мирного” строителя представляет собой один сценарий, поделенный на 12 глав. В ходе этого сценария вам предстоит покочевать по различным имениям изначально выданной нам карты. Фактически эта миссия - обучение к военной кампании. Ну что, вперед?

1. Простенькое начало. Надо всего лишь собрать 30 корзин яблок и восстановить маяк. С первым просто - строим яблочные сады вокруг вашего амбара. Штук 3-4 хватит. С маяком не сложнее. Для его восстановления нужно дерево. Так что строим несколько (2-3) лесопилок, и они привезут нам достаточное количество дерева. Хотя начинать нужно как раз с лесопилок - дерево и для садов понадобится.

2. Ваш рыцарь как-то быстро закончил с сезоном турниров и вернулся в замок. Самое странное - он хочет есть. И питаться подобно крестьянам совершенно не желает - хочет свинины и овощей. Это странные крепостные могут запросто есть дичь (читай - всевозможных голубей) и закусывать ее яблоками. Исполняйте желание рыцаря и стройте по паре свинарников и огородов. В таком количестве они быстро накопят необходимые вам 10 окороков и 10 корзин овощей. Обязательно постройте кухню для лорда - иначе собирать припасы будет некуда. Честь же наберется сама - достаточно кормить крестьян и яблоками и мясом. Ну, и часть ваш лорд подкинет.

3. Настало время получить второе имение и настоящий замок. Пока же этот замок нужно восстановить. В этой миссии вас научат противопожарной безопасности, перетаскиванию ресурсов из имения в имение и добыче камня. Итак, начнем с пожаров. Очень скоро вам устроят прижигания с уничтожением многих зданий. Явно в наших деревнях завелся гадостный террорист - иначе нельзя объяснить то, как жарко полыхают наши дома. Если у вас достаточно дерева, то постройте по колодцу на каждые 5-6 домов, иначе за эту миссию устанете наблюдать то, как горят ваши дома. Следом стройте каменоломню и около нее размещайте стоянку быков. Именно им предстоит перетаскивать добытый камень на склад. Можно даже пару таких стоянок - дела пойдут быстрее. Далее стройте станцию перевозки поближе к границе и отправляйте на склад около развалин замка камень. Всего придется отправить 80 каменных блоков - но зато замок наконец починят. Кстати, сразу по окончании его починки нас ждет грандиозный пожар. Не беспокойтесь, так надо.

4. А вот и первые боевые действия. Наш сосед, сэр Вильям, отправился в крестовый поход, оставив одно из своих поместий на наше попечение. За это время там расплодились волки, которые страшно мешают жить местным крестьянам, за что серых тварей нужно перебить. Итак, мы на новой территории, где нужно отстроить все с нуля. Создавайте яблоневые сады и хижины охотников поближе к амбару, а 2-3 лесопилки около леса. Предполагается, что мы построим несколько домиков изготовителей луков и будем делать луки вручную. Однако миссию можно ощутимо сократить. Достаточно зайти на рынок и купить нужное нам количество луков. После чего построить необходимые военные здания и, вооружив лучников, отправиться бить волков. Наглые волки успели забраться в самые дальние владения сэра Вильяма, так что придется идти до конца. Кроме волков нам попытаются досаждать местные разбойники. Однако это не беда - расположите десяток своих бойцов на крыше нашей башни, и они легко будут простреливать дальний конец моста. Кстати, соседнее с вами имение ничье, и его можно приобрести, заплатив всего 100 чести. За это местные жители будут поставлять на ваши склады смолу. Проблема тут только одна - разбойники лезут не только к вашему замку, они разоряют все, что попадется им под руку. В том числе и это несчастное имение. Поэтому желательно создать человек 40 лучников и поставить их на тропинке, по которой разбойники выходят из своего лагеря. Уничтожить его вы пока все равно не сможете.

5. Сэр Вильям соизволил вернуться в свои владения. Однако прибывшая вместе с ним прислуга тут же сожрала (другого слова и не подберешь) все припасы и рискует умереть от голода. Поэтому этому бездельнику надо отправить несколько обозов с припасами. Если мы благоразумно построили в своем дальнем владении несколько производящих пищу домиков, то на этой миссии у нас будет достаточно продовольствия. Тогда отправить 2-3 обоза по 50 яблок или мяса к Вильяму не составит труда. А больше ему и не надо - осталось продержаться всего 24 месяца.

6. А вот наше поместье посетили крысы. Да и жители позабыли об аккуратности, загадив всю местность отходами своей жизнедеятельности. И вновь надо продержаться 24 месяца, при этом очистив свои родные места как от крыс, так и от навоза. Устройте себе как можно более широкий обзор и устанавливайте соответствующие домики там, где появляются красные маски плохого настроения - именно там и шныряют толпы крыс или лежат кучи навоза.

7. Вот и настало время извести разбойников. Для этого сэр Вильям не пожалел пяти мечников. Они-то и будут ломать вражеский лагерь. Ну а со своей стороны мы добавим отряд лучников человек в 50-60. Для начала расстреляем вражеских лучников и арбалетчиков на стенах, а потом займемся теми, кто внутри. Мечники же разберут вражеское поселение.

8. А вот нас временно переместили управлять замком сэра Вильяма. И главное задание здесь - добыть 500 очков чести за ограниченное время. Тем не менее времени вполне хватает. Что же нужно делать? Во-первых - снести стены замка (они тут совсем не нужны и стоят в очень полезных местах) и быстро отстроить все производство пищи. Вот вам и первый источник чести - крестьяне, которые едят все виды продуктов, постоянно приносят несколько очков чести. Далее создать как можно больше видов “продвинутого питания” для рыцаря. Ведь чем богаче стол - тем больше приток очков чести после пира. Ну, и последний пункт - создать спальню для леди и купить ткани. Если она нашьет достаточно платьев, то после пира состоятся танцы, с которых чести будет еще больше, чем с пира. Еще одно очень полезное дело - построить стену вдоль дороги, которая идет между поместьем Вильяма и поместьем сэра Грея. Потом пригодится.

9. И вот мы снова в родном поместье. Некий сэр Эдвин готовится к войне и пачками кует мечи. Мы должны изготовить достаточное количество мечей (а именно - 100) первыми. Очень скоро над нами пошутят, подарив Эдвину штук 20 мечей, но это будет его единичный прорыв, второго такого не предвидится. А пока налаживаем производство. Металл нам предоставит сэр Вильям. В его имении можно строить, так что лучше всего создать еще одну шахту и поставить на постоянную доставку по 20 единиц железа. В своих владениях стройте 4-5 кузниц, и пусть они занимаются изготовлением мечей. В это время производите лучников и отправляйте их на стену, которую вы построили во владениях Вильяма. Туда же отведите и своих пятерых мечников.

10. Сэр Эдвин решился - ему страшно нравятся земли сэра Грея, и он решил забрать их себе. Тем не менее он готов сразиться и с вашими войсками, если те вдруг встанут на его дороге. А в ваших землях он создаст лагерь для штурма, где сделает кучу осадной техники. Однако еще прежде, чем он туда доберется, его должны серьезно потрепать ваши лучники со стен. Тем более что эти самые стены его не интересуют и ваши лучники будут почти безнаказанно расстреливать его войска, проходящие мимо. Своих мечников заводите на стены, где они должны будут отталкивать лестницы и побьют тех, кто все же прорвется в замок. Если все сделать правильно, то до Грея доберутся только несколько очень больных вояк, которых он легко побьет. Будет очень хорошо в последней миссии, если в этой миссии вы купите 80-100 корзин винограда.

11. Эдвин посажен под замок, однако за время своего правления он успел значительно разорить свой собственный замок. И вам за 40 месяцев нужно набрать 100 очков чести (вероятнее всего - ее уже достаточно) и накопить 80 поселенцев. Проблема в том, что у вас почти ничего нет, а моральное состояние граждан таково, что они вот-вот начнут разбегаться. Поэтому первая задача - поднять мораль жителей. Первым делом снижаем налоги - от них мораль падает очень сильно, а деньги нам принесут другие наши имения. Второе, что необходимо сделать, - купить людям еды (для чего необходим рынок) и назначить им двойной рацион. Того, что есть (всего 50 монет) нам хватит всего на десяток яблок, но этого достаточно для того, чтобы продержаться до первых денежных поступлений. Далее, когда появятся деньги, покупаем еще еды, чтобы быстрее поднять настроение народу. Также приобретаем дерево - нам нужно строить выгребные ямы и соколятни для того, чтобы убрать кучи навоза и истребить крыс. Ибо и то, и другое чрезвычайно портит настроение народу. После этого можно заняться и проблемами преступности. Сносите все стены замка, которые нужны ему, как собаке пятая нога. Это позволит вам разместить рядом тюрьму, суд, плаху (как наиболее дешевый и эффективный инструмент), после чего ставьте несколько будок охранников в разных местах. Очень скоро все преступники будут пойманы и преданы суду. Когда же народ начнет активно прибывать в ваши владения - стройте побольше производств. Дело в том, что количество мест у костра ограничено и народ будет прибывать к вам только тогда, когда это самое место еще есть. Вот и предоставьте им это место, создав новые рабочие места.

12. Последняя и самая непростая миссия. Вам дается всего 5 месяцев на то, чтобы добыть 500 очков чести и по 70 единиц каждого вида “продвинутого питания”. А то наши лорды решили закатить большую пирушку, а вот запасов для нее нет. Сразу же запретите им есть любые из этих запасов - иначе никогда не выиграете эту миссию. А дальше начинаем перекраивать ваши владения. В каждом из своих имений стройте кухню (именно туда собирается барская пища), после чего специализируйте каждое из имений на том или ином виде пищи. Так, прибрежное имение замечательно выращивает свиней (там можно построить 8-10 свинарников), в вашем замке сносим все военные постройки и делаем там винодельческий центр (плюс еще несколько зданий, уж какие влезут). В болотистом имении замечательно помещаются 10-12 прудов для разведения гусей и рыбы. Наконец, имение, в котором были разбойники, кроме того что поставляет хлеб в наш замок, еще и отлично застраивается огородами. Все это нужно строить с самого начала - немного промедления, и вам не хватит нескольких мгновений для того, чтобы выиграть. Честь же будем добывать не пирами, а рыцарскими турнирами - всего одно ристалище принесет вам достаточно чести. Вот так и закончится мирная кампания.

Похожие статьи